ХРОНИКА ВСТРЕЧ АПМД: 19-20 ноября 2011 г.

     Закончились очередные выходные дни, а в месте с ними прошли и встречи из цикла бесед АПМД по выходным, на которых молодые люди беседовали со священниками. Архимандрит о. Сергий (Карамышев) провёл содержательную беседу в субботу, диакон о. Илья Давыдов подвёл итоги и ответил на возникшие вопросы у ребят в воскресенье. Ну, а основной темой разговора стала «молитва» – то, что является неотъемлемой частью общения человека с Богом, как написано в Послании Апостола Иакова, глава 5:

     «13. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.

     14. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
     15. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
     16. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
     17. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
     18. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой».                                                                                              

     «Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою». Закон Божий

     «В основе Христианства лежит не сумма каких-то отвлечённых знаний, но живой опыт общения с Богом как с Отцом Небесным. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Именно молитва позволяет почувствовать радость присутствия Бога в нашей жизни. Для молящегося человека Бог – не абстрактная идея, но знакомая и любимая личность, идущая с человеком по жизни». свящ. Константин Пархоменко

     «Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Богом и потусторонним невидимым миром». прот. А. Мень

     И конечно более глубоко на встрече АПМД была рассмотрена молитва Господня – «Отче наш». Отец Сергий поведал нам очень глубокие знания Церкви о некоторых моментах, содержащихся в этой молитве и имеющих очень важный смысл. В молитве «Отче наш», данной нам самим Господом (см. Евангелие от Матфея 6:9–13), каждое слово имеет колоссальное значение. Православное богословие выделяет в ней: призывание, семь прошений и славословие.

     Как пишет святитель Николай Сербский:

     Отче наш!

     «А когда я поднимаю глаза к престолу Твоему, то я шепчу Тебе: Отче наш!

     Было время, долгое и страшное время, когда и люди называли Тебя Господь Саваоф, или Творец, или Господин! Да, тогда человек ощущал, что он есть лишь тварь среди тварей. Но сейчас, благодаря Твоему Единородному и Величайшему Сыну, мы выучили Твое настоящее имя. Поэтому и я, вместе с Иисусом Христом, решаюсь звать Тебя: Отче!

     Сущий на небесах!

     Ты пребываешь на небесах, когда мы недостойны воспринять Тебя. Но Ты с радостью спускаешься к нам, в наши земные обиталища, когда мы жадно стремимся к Тебе и отворяем Тебе двери.

     Хотя Ты и снисходишь к нам, Ты все же пребываешь на небе. На небесах Ты живешь, по небесам Ты гуляешь, и с небесами вместе спускаешься в наши долины.

     Если сравнить с Тобой самого праведного человека, то Ты возвышаешься над ним, как небеса над долиной земной, как вечная жизнь над царством смерти.

     Мы из тленного, бренного материала - как же мы могли бы стоять на одной вершине с Тобой, Бессмертная Молодость и Сила!»

     Конечно же, в данном случае, слова о «небесах» должны пониматься христианами в духовном смысле. Ибо духовное небо имеет совершенно иную высоту, можно сказать, иное измерение – духовное, мир вечности – где пребывает Бог, в который мы войти не можем из-за наших грехов, ибо святость и грех несовместимы по своей природе. Об этом поведал нам о.Сергий, привлекая данные из основного богословия, на примерах выявляя для нас в чем же состоит разница в религиях – как раз в отношении к таким важным понятиям как грех, Божественная благодать и материя.

     Святитель Николай продолжает:

     да святится имя Твое;

     «Ты не становишься святее от наших славословий, однако, прославляя Тебя, мы делаем святее себя. Имя Твое чудесно! Люди препираются об именах – чье имя лучше? Хорошо, что и Твое имя вспоминают иногда в этих спорах, ибо в тот же миг глаголящие языки затихают в нерешительности оттого, что все великие человеческие имена, сплетенные в прекрасный венок, не могут сравниться с Твоим именем, Святый Боже, Пресвятый!

     да приидет Царствие Твое;

«Смотрите, вот мудрый человек. Дайте ему корону!» - кричит толпа. Короне все равно, на чьей она голове. Но Ты, Господи, знаешь цену мудрости мудрых и власти смертных. Нужно ли мне повторять Тебе то, что Тебе известно? Нужно ли мне говорить, что самый мудрый среди нас властвовал над нами безумно?

     «Смотрите, вот сильный человек. Дайте ему корону!» - снова кричит толпа; это другое время, другое поколение. Корона безмолвно переходит с головы на голову, но Ты, Всемогущий, знаешь цену духовной силы возвышенных и власти сильных. Ты знаешь о слабости сильных и власть предержащих».

     Далее в толковании св. Иоанна Златоуста:

     …да будет воля Твоя яко на небеси и на земли…

     «Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются (потому что сказано: сильнии крепостию, творящии слово Его – Пс. 102, 20) - так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

     Хлеб наш насущный даждь нам днесь…

     Что такое хлеб насущный? Повседневный. Так как Христос сказал: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, а беседовал Он с людьми, облеченными плотью, которые подлежат необходимым законам природы и не могут иметь ангельского бесстрастия то, хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют их, однако снисходит к немощи природы и как бы так говорит: «Я требую от вас равноангельной строгости жизни, впрочем не требуя бесстрастия, поскольку того не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище».

     Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном – но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: хлеб насущный, то есть повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: даждь нам днесь, чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем? Это Спаситель заповедал и далее затем в своей проповеди: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6, 34). Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою и не более уступали природе, чем сколько требует от нас необходимая нужда.

     И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим…

     Далее, так как случается грешить и после купели возрождения (то есть Таинства Крещения), то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших и так говорить: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.

     Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам Отец ваш небесный» (Мф. 6, 14).

     И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго…

     Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы (зло ведь и характеризуется как «греховное злоупотребление богоданной свободой» – автор статьи). А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань.

     Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.

     Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, - говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти».

     Славословие в конце молитвы Господней содержится для того, чтобы верующий после всех прошений, содержащихся в ней, Богу воздавал должное почитание. Здесь мало что нужно объяснять. «Господь Иисус Христос подводит основание, как бы фундамент, под все предыдущие прошения в очень кратких словах. Господи Отче! Ты всё содержишь в Своей власти!

     …Теперь в конечном славословии прибавляются слова: «Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» – т.е. обычный конец возгласов. Но когда Господь говорил Свою молитву, тогда Он ещё не мог добавлять этого конца, потому что не открыл тайну Пресвятой Троицы и Своего равенства со Отцем, как например, при вознесении на небо (Мф. 28, 19), при исповедании Его Петром (Мф. 16, 16), в беседе с Никодимом (Ин. 3, 12-17) и во многих других случаях . А после открыл – вот потому и добавляем» Митрополит Вениамин (Федченков).

     P.S. Главная мысль Молитвы Господней, которую мы постарались осознать в беседах на этих выходных – главное есть устремление к Богу. Всё к Богу, всё – от Него.

     В воскресный же день с диаконом Ильей по плану кроме вопросов на заданную тему мы успели также разобрать Девять евангельских заповедей о блаженствах (по Мф 5, 3-11) и пообщаться на очень важную для Православного христианина тему необходимости и значимости Причастия, к которому нас как раз и готовит молитва и пост.

Текст: Максим Похила, Виктор Дрожников
Использованы материалы Православного интернета (azbyka.ru, www.pravmir.ru
)

Комментарии

Евгений

Втр, 06/12/2011 - 20:38

Слава Богу, Виктор, что из парней! Женская половина подтянется, увидишь! Ребята, Мужчины, возрождайте Дух Русского человека! Тренируйте и тело, вместо бесполезного времяпровождения! Ну а девушки потом обязательно будут тоже в вашем Христанском собрании, но не забывайте, что первым делом все-таки самолеты :)

Гость

Пнд, 28/11/2011 - 01:01

Я была впервые на собрании АПМД.На меня произвела неизгладимое впечатление уютная,доброжелательная обстановка,которая царила на протяжении всей беседы!!!На молодежном собрании много было сказано поучительного об одной из главных молитв,которая помогает быть ближе к Богу!!!!!!!!!!!

Страницы

Добавить комментарий

Plain text

Защита от спама
Этот вопрос необходим для отсечения спам-сообщений.