Собор новомучеников Акмолинских

5 сентября 2018 года - Русская Православная Церковь отмечает Собор новомучеников Акмолинских.

В этот день Божественную литургию в храме святых новомучеников и исповедников Акмолинских в селе Акмол возглавил благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев).

Отцу благочинному сослужили: архимандрит Иоасаф (Серкез), протоиерей Евгений Корольков, протоиерей Сергий Калиев, иерей Григорий Куликов, иерей Сергий Пинигин, иерей Сергий Дианов, иерей Николай Коваль, ключарь храма иерей Максим Маджитов, иерей Андрей Парфенов, диакон Илья Давыдов, диакон Евгений Гудзь, диакон Михиал Чумаков.

Песнопения литургии исполнял хор Успенского собора под управлением Варенцовой О.Ю.

За богослужением молились прихожане храма и паломники из Астаны.

Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Максим Маджитов.

По заамвонной молитве было совершено славление святым и крестный ход.

В завершение богослужения архимандрит Сергий поздравил прихожан и паломников с праздником и обратился к ним с пастырским словом.

Во время целования Креста, по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, каждому участнику торжеств была подарена икона святых новомучениц Акмолинских.

фото: Р. Тидэ


  Акмолинские новомученицы

  Благочестивых мироносиц память совершающе,
  и всех ученик Твоих, в светлом Твоем востании,
  воспеваем Тя Христе.
  Канон женам-мироносицам, песнь 5

  

  Вот уже две тысячи лет для православных христиан жены-мироносицы являют собою пример подлинных христианских добродетелей верности и любви.

 Один из православных священников-богословов XX века как-то на проповеди сказал: "Как часто в жизни религиозной наблюдаем мы обстановку смерти, страданий и погребения Спасителя. Ведь Христос ежечасно распинается в мире. Скрывает Божественный лик Свой за завесою страданий и испытаний, чтобы почувствовал Его любовь человек, чтобы эта Христова любовь раскрылась бы в страданиях человеческих. И как мало здесь подобных святым мироносицам. Как трудно представляется человеку сохранить полную верность Господу и Спасителю своему в минуты постигающих его испытаний... А вот здесь-то именно и открывается истинная христианская верность".       Читать далее...

 Действительно, как часто сейчас можно услышать, что невыносимо трудно порою бывает сохранить не то что совесть, достоинство или честь, а простую нелицемерную верность Христу и Его заповедям. Но нельзя сказать, что сохранить верность эту в современном мире невозможно. Это было и будет возможно всегда, и мы знаем множество примеров тому, как простые люди, такие же, как мы, невзирая ни на какие обстоятельства, хранили верность Христу до конца своей жизни, как печатью запечатлевая эту верность мученической смертью.

 Так, в 1930-е годы многие их наших соотечественниц, как поется в 9-й песне канона новомученикам и исповедникам Российским, "мужественно последовали за Христом, возложив на себя исполнение служения мироносиц, терпя страдания за имя Его, верно служа отцам, мужьям и братьям нашим, принявшим мучения ради Христа".

 27 июня 1930 года Сталин, выступая на XVI съезде ВКП(б) с политическим отчетом ЦК, сказал: "Репрессии в области социалистического строительства являются необходимым элементом наступления". Спустя четыре года на XVII съезде партии был объявлен курс на "искоренение пережитков капитализма в сознании людей". Теперь главную роль на себя должна была взять система принудительного труда, так долго разрабатываемая и на деле так "мало" еще применяемая.

 Как ядовитый, смертельно опасный дым, в воздухе уже витала идея, провозглашавшая: "Социализм – превыше всего, во имя его победы все дозволено". Именно тогда на смену морали, нравственности, дружелюбию пришли разнузданность и похабщина, ненависть и недоверие ко всем окружающим. Лагеря, расстрелы, раскулачивание отнюдь не были тайной для любого советского гражданина той эпохи. Об этом знали, но боялись говорить. Сомневались в правомерности всего этого, но тут же отбрасывали свои "мелкие" человеческие сомнения, боясь повторить участь уже осужденных.

 Советской властью с неутомимостью и зверским азартом проводились одна за другой крупномасштабные операции по выявлению и уничтожению "врагов социализма". Тогда-то начальники карательных органов и предложили организовать исправительно-трудовые лагеря не только для изменников родины, но и для членов их семей. Стали появляться, помимо уже существующих "мужских" лагерей, лагеря для жен "изменников родины".

 Всего в Союзе насчитывалось четыре собственно женских лагеря: Акмолинский лагерь в Казахстане, Темляковский лагерь, располагавшийся в 40 км от г. Горького, Джангижирский лагерь, находившийся в 100 км от г. Фрунзе и Темниковский лагерь в Потьме. Самым "знаменитым" был Акмолинский лагерь жен изменников родины, или АЛЖИР, как иронически прозвали его отбывающие там наказание женщины. В документах он именовался исправительно-трудовым лагерем "Р-17".

 "P-17" официально стал числиться как Акмолинское отделение Карагандинского исправительно-трудового лагеря лишь с 29 декабря 1939 года, а до того времени он фактически был зависим непосредственно от Москвы, являясь самостоятельной единицей. Вообще свою историю отделение ведет с 26-го поселка трудпоселений, на базе которого и было создано.

 Сюда, в поселок № 26, в 1932 году привезли переселенцев из Белоруссии, а в 1933 году – из Крыма, Украины и Молдавии. Спустя некоторое время, в 1936 году, здесь началось строительство бараков и формирование детской колонии. Но уже в августе 1937 года переселенцы были выселены в другие спецпоселки.

 Через некоторое время земля, на которой еще не высохли горькие и кровавые слезы спецпереселенцев, была снова орошена слезами теперь уже "алжирок".

 Обобщенный портрет "изменника родины" нарисовать невозможно, хотя советская власть прилагала немалые усилия к тому, чтобы обезличить тех, кто попадал в лагеря. Так было и в АЛЖИРе. Туда попадали женщины разных национальностей, социального положения и профессий. Экономист, врач, зоотехник, музыкант, педагог, продавец, химик – наиболее часто встречающиеся профессии узниц АЛЖИРа. Но были и такие, кто не имел профессии к моменту ареста: в их личной карточке осужденного в графе "специальность" было записано: "не имеет" или "без специальности".

 Работать в невыносимых условиях на самой грязной и изматывающей работе приходилось не только не получившим профессию, но и тем женщинам, у которых было гуманитарное, музыкальное и иное образование, не нужное никому в лагерных условиях.

 В лагере среди прочих выделялись женщины, которые не были женами "изменников родины" и не являлись членами их семей. Но особо жестокое к ним отношение со стороны надзирателей и начальства предписывалось указами и распоряжениями сверху. Что же это были за женщины и чем они так не угодили советской власти?

 Они не были революционерками, стремившимися к смене режима. Они не воровали деньги из государственной казны для своих нужд, не занимались порчей государственного имущества. Но эти и многие другие преступления против власти и отечества инкриминировались им в вину. Потому что это были женщины, готовые отказаться от всего, кроме самого для них главного – православной веры!

 Сказать при всех о том, что ты верующий православный человек, в то время было равносильно тому, чтобы прилюдно объявить себя сумасшедшим. Но отношение к последним было в тысячи раз лояльней, чем к христианам, мусульманам и вообще верующим людям.

 "Религия – опиум для народа" – лозунг, известный многим людям старшего поколения. Прикрываясь именно этим лозунгом, грабили и взрывали храмы, ссылали и расстреливали священников, монахов и мирян. Были и в АЛЖИРе женщины, не пожелавшие отречься от веры во Христа и тем обрекшие себя на лагерное заключение.

 Много православных страдало в лагерных узах. Некоторые из них, живя в тяжелейших условиях, озлобились на власть, не сохранили любовь к ближнему, впали в грех осуждения. Но все же многие до последней минуты своей жизни хранили веру, надежду и любовь.

 Новомученики за веру и исповедники прославлены ныне Русской Православной Церковью в лике святых. Среди них и 12 узниц Акмолинского женского лагеря. 12 женщин твердой веры, помня слова Христа: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня", безропотно претерпели лагерные муки и со смирением склонили свои главы в час смертный. Вот их имена:

 Евдокия Прохоровна Андрианова. Монахиня. Родилась в с. Губино Виноградского района Московской области. В 1932 г. была осуждена тройкой ПП ОГПУ МО по ст. 58-10 и приговорена к 3 годам лишения свободы. Срок наказания отбыла. После освобождения работала уборщицей в школе с. Губино. С 1937 г. не работала по состоянию здоровья. 7 октября 1937 г. вновь арестована и 21 ноября 1937 г. осуждена тройкой НКВД по Московской области на 8 лет лишения свободы за то, что "среди местных колхозников вела к/р (то есть контрреволюционную) сектантскую деятельность, направленную против мероприятий соввласти". Поступила в КАРЛАГ с московским этапом 20 декабря 1937 г. Находилась в Акмолинском отделении КАРЛАГА (АЛЖИР). В АЛЖИРе арестована в 1942 г.
 Анна Антоновна Водоланова. Родилась в 1890 г. в Кадиевском районе Донецкой области в крестьянской семье, в 1935 г. осуждена по ст. 58-10 УК на 6 лет исправительно-трудовых лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
 Акилина Степановна Дубовская. Родилась в 1892 г. в Старобельском районе Минской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1937 г. осуждена по ст. 58-10 на 10 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
 Наталия Федоровна Копытина. Родилась в 1885 г. в Трубетчинском районе Рязанской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1937 г. осуждена по ст. 58-10 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
 Александра Михайловна Смолякова. Родилась в 1880 г. в Лебединском районе Рязанской области; в 1939 г. осуждена по ст. 58-10 на 10 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
 Ирина Лаврентьевна Гуменюк. Родилась в 1885 г. в Фельшинском районе Каменец-Подольской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г. осуждена по ст. 127 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
 Ксения Михайловна Радунь. Родилась в 1875 г. в Демитревском районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г. осуждена по ст. 127 на 5 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
 Марфа Ивановна Дударенко. Родилась в 1885 г. в Зинковском районе Полтавской области в крестьянской семье; в 1939 г. осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 3 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
 Домна Ефимовна Василькова. Родилась в 1887 г. в Минаковском районе Подольской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г. осуждена по ст. 58-10 на 3 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
 Татьяна Игнатьевна Кушнир. Родилась в 1889 г. в Вобровицком районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 2 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
 Наталия Семеновна Карих. Староста церкви. Родилась в 1885 г. в с. Романово Лебедянского уезда Тамбовской губернии, работала в индивидуальном хозяйстве; 30 декабря 1937 г. осуждена тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области по ст. 58-10 ч. 1 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
 Иустина Матвеевна Меланич. Родилась в 1887 г. в Тупиченском районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г. осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 2 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.

 20 апреля 1942 года судебной коллегией по уголовным делам Карагандинского облсуда в Акмолинском отделении КАРЛАГА монахиня Евдокия Прохоровна Андрианова и еще 10 женщин были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение. Иустина Матвеевна Меланич приговорена к 10 годам лишения свободы с поглощением срока предыдущего приговора.

 Карагандинская земля недаром была названа Святейшим Патриархом Алексием во время его визита в 1997 году в город Караганду "распростертым антиминсом, содержащим в себе мощи новомучеников". А сколько еще таких "антиминсов"?

 Вместе со смертью мученика заканчивается лишь его земная жизнь и начинается жизнь вечная со Христом в Царствии Небесном. Апостол Павел в Послании к филиппийцам писал: "Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение" (Флп. 1, 21). Таким именно приобретением стала для акмолинских узниц их мученическая кончина.

 Для современного поколения девочек, девушек и женщин подвиг акмолинских мучениц должен стать примером веры и любви ко Христу, из которого они черпали бы силы для исполнения своего жизненного подвига.

 

Юрий Кищук
Караганда

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

Защита от спама
Этот вопрос необходим для отсечения спам-сообщений.

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

Защита от спама
Этот вопрос необходим для отсечения спам-сообщений.
-->