Дорогие братья и сестры! На нашей странице в инстаграм - Православие в Астане (Instagram: pravoslavie_v_astane) два раза в день проводятся трансляции богослужений. Начало трансляций в 09-00 и в 17-00.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

      27 сентября 2016 года - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

      Воздвижение Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых праздников. По сравнению с другими двунадесятыми праздниками этот праздник имеет свои особенности, заключающиеся в том, что, с одной стороны, он напоминает о величии и торжестве совершенного Иисусом Христом дела спасения людей, победы жизни над смертью, а с другой — о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа и о греховности людей. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.

       Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

       Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

       Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест.

       Когда Крест был найден, предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда —Воздви?жение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.


       В Успенском кафедральном соборе богослужение праздника Воздвижения Креста Господня возглавил благочинный Астанайского Церковного Округа архимандрит Сергий (Карамышев).

      Отцу благочинному сослужили: ключарь Успенского собора протоиерей Дмитрий Байдек, иерей Сергий Пинигин, иерей Андрей Парфенов, иерей Сергий Дианов, иерей Виктор Дрожников, диакон Илья Давыдов, диакон Павел Давыдов, диакон Михаил Чумаков.

     За богослужением пел хор Успенского собора под управлением Варенцовой О.Ю.

      Накануне вечером было совершено всенощное бдение с чином воздвижения Креста Господня. 

      Этот чин совершается в соборных храмах епископом или, с благословения епархиального архиерея, священником.  После изнесения Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три поклона до земли перед святым Крестом — и, взяв Крест, обычно украшенный живыми цветами, стоя на восток (к алтарю) начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой — кадило, и возглашает громко и раздельно во услышание всех: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы настоятель медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» настоятель выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток.

      После этого настоятель обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение — лицом к югу. Диакон возглашает: «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси». Четвертое воздвижение — лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Пятое воздвижение — опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем, отец и братии наших, о здравии и спасении и оставлении грехов их, рцем вси». По пятом воздвижении певцы сразу, без пауз, поют «Слава, и ныне», «Вознесыйся на крест волею...». Настоятель полагает Крест на аналой и поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» трижды, затем то же поют певцы, и начинается чин поклонения св. Кресту и помазание святым елеем. 

       На Божественной литургии по заамвонной молитве был совершен чин славления Животворящего Крестя Господня.

       По отпусте богослужения архимандрит Сергий обратился к молящимся с пастырским словом.

 

Фото: Серафим Гильмияров

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

Защита от спама
Этот вопрос необходим для отсечения спам-сообщений.