Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра к Дню благодарности

Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра  к Дню благодарности

В апреле 2015 года в своей речи на XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана, приуроченной к 20-летию создания этой организации, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил с инициативой учредить новый государственный праздник – День благодарности. В качестве даты празднования было предложено выбрать день создания Ассамблеи, 1 марта, когда«народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну».Глава государства подчеркнул, что «этот день может стать ярким праздником милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу».

От всей души хотел бы поздравить казахстанцев с этим новым, нужным и замечательным праздником!

В нынешнем году День благодарности отмечается уже в четвертый раз. Праздник постепенно завоевывает сердца казахстанцев, актуализирует суровые уроки истории прошлого века, пробуждает в душах сограждан благородные добрые чувства, которые объединяют представителей самых разных этнических групп и религиозных традиций.

Историки называют разные цифры, но с уверенностью можно констатировать: более миллиона человек прибыло в Казахстан в первые два десятилетия после революции, будучи высланы из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, и более миллиона переселено сюда для строительства промышленных объектов. Учреждение праздника – это дань уважения и благодарности к коренному населению, прежде всего, к казахам, проявившим милосердие и принявшим переселенцев как родных.

Этнический состав изгнанников был пестрым. Вот статистика по одной области: в 20-х и начале 30-х годов в Карагандинской области оказалисьрепрессированные люди 48 национальностей. Преобладали русские-37 процентов, немцы-20,2 процентов, казахи - 19 процентов, украинцы-10,1 процентов, евреи-1,9 процентов, поляки-1,8 процентов, белорусы-1,7 процентов. Представители этих семи национальностей составили 92,1 процентов всех репрессированных. Характерно, что карательные органы не оставили без «внимания» ни одну группу населения, сосланных или депортированных в регион. Приток спецпереселенцев в Казахстан усилился со второй половины 30-х годов ХХ века, когда Советским правительством во главе со Сталиным была развернута массовая депортация целых народов.

Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ» писал с горькой иронией: «Охотно и много ссылали в Казахстан, и тут… ссыльные составили добрую половину республики». Большую часть переселенцев составляли христиане разных конфессий: представители крепких крестьянскиххозяйств центральной России, интеллигенция, сохранившая духовно- нравственные устои (вспомним хотя бы Льва Николаевича Гумилева, имя которого ныне носит Университет в Астане) поволжские немцы, в основном, лютеране; и, конечно, огромное количество представителей духовного сословия: иерархи Русской Православной Церкви, духовенство, монашествующие, активные миряне.

Советская власть не только стремилась искоренить в народе веру в Бога, но и сделать все, чтобы в глазах населения унизить, опорочить и растоптать наиболее выдающихся ее носителей. Переселенцы оказывались не только в невыносимых материальных условиях, но и подвергались идеологической обработке и травле. Поэтому, оказывая помощь ссыльному духовенству и верующим, жители Казахстана сохраняли веру и Церковь и подготавливали духовное возрождение на всем постсоветском пространстве.

Мы чтим подвиг страдальцев за имя Христово и правду Божию. Президент Республики Н.А. Назарбаев отмечает: «Память о миллионах людей разной этнической и религиозной принадлежности, попавших в жернова тоталитарной системы – невинно осужденных за инакомыслие, погибших в гулаговских застенках и безжалостно изгнанных с родной земли - для нас, граждан свободного, независимого Казахстана, всегда была и будет священна».

Сегодня наш долг – вспомнить как можно больше конкретных имен тех, кто оказывал помощь страждущим, разделял все тяготы и лишения, которые выпали на их долю, и через этот подвиг в очах Божиих часто сам становился исповедником и мучеником. Мы должны сделать так, чтобы на примере их жизни новые поколения жителей нашей страны воспитывались в духе мира, согласия и взаимопомощи. Это чрезвычайно важно, потому что в наше время мир сталкивается с новыми вызовами со стороны деструктивных религиозных учений, агрессивного национализма, пропаганды религиозной или национальной исключительности.

Оказывать друг другу милосердие, прийти на помощь страждущему, умирающему - таково требование человеческой совести, которое заложено в нас Самим Всевышним Творцом. Все традиционные религии проповедуют эту неизменную истину. Стремление исполнить нравственный закон милосердия сближает представителей разных народов и разных религий даже в большей степени, чем обладание общими материальными ресурсами. «Подлинное единство в умах, а не в общности добра», - утверждает классик казахской литературы Абай Кунанбаев.

В Казахстане свято чтут имя первого митрополита, возглавившего Православную Церковь в Республике в послевоенный период, священноисповедника Николая (Могилевского). В его жизни был такой знаменательный случай. В 1942 году он ехал в ссылку. На станцию Шалкар под Актюбинском поезд прибыл ночью. Охранники вытолкали архипастыря на перрон в рваном ватнике. Некоторое время он просидел на вокзале, аутром отправился собирать милостыню. Кое-как выживал. От голода и грязиначались болезни. Силы были на исходе. Как-то он упал на улице и потерял сознание. Очнулся он в больнице, в чистой комнате, в чистой постели. Было светло и тепло, над владыкой склонились люди. Он закрыл глаза, решив, что все это ему кажется. Один из склонившихся проверил пульс и сказал: — Ну вот, почти нормальный! Очнулся наш дедушка! А через некоторое время за ним приехал совсем незнакомый человек,мусульманин, татарин. Именно оннашел владыку Николая, полуживого, без памяти лежащего на дороге, и отвез в больницу. «Почему Вы решили принять участие в моей жизни и так милостиво отнеслись ко мне? Ведь Вы меня совсем не знаете», — спросил Владыка. — Надо помогать друг другу, — ответил татарин, — Аллах сказал, что мне надо помогать тебе, надо спасать твою жизнь. — Как сказал Вам Бог? — изумленно спросил Владыка. — Не знаю как, — ответил татарин, — когда я ехал по своим делам, Аллах сказал мне: «Возьми этого старика, его нужно спасти».

Эту замечательную и поучительную историю сегодня знают все христиане Казахстана, ее изучают в воскресных церковно-приходских школах, пересказывают в проповедях. Подобные рассказы, бесценные свидетельства современников той трагической эпохи должны войти 1 марта, в День благодарности, в каждую казахстанскую семью.

По учению Церкви, вера не может быть оторвана от жизненной практики, она непременно выражается в конкретных поступках. Священное Писание учит: «Вера без дел мертва?» (Иак. 2: 18-20).

Сегодня в мире неспокойно. На разных континентах и в разных странах мы наблюдаем противоречивые явления. На одном полюсе торжествует вседозволенность воинствующего секуляризма, нравственная распущенность, на другом – под религиозными лозунгами радикальныхтечений распространяется человеконенавистническая идеология террора. Казахстан отвечает на эти вызовы, утверждая светскую модель государственности, где представители всех традиционных религий пользуются полной свободой в исповедании своей веры.

ЭпохаНезависимости стала временем возрождения и развития Православной Церкви Казахстана. В Республике строятся новые храмы и духовно-просветительские центры, ведется просветительская, молодежная и социальная работа. Православные верующие Казахстана, - а в основном это потомки переселенцев прошлого века, осознают землю Великой степи, обильно орошенную кровью новомучеников и исповедников XX столетия, своей Родиной, в которой Промыслом Божиим им суждено осуществлять свое служение Богу и ближнему.

Мы уверены, что входящая в духовную жизнь казахстанского общества традиция отмечать День благодарения, благотворно скажется на социально-политическом климате, будет способствовать укреплению духа мира и согласия, укрепит единство, позволит консолидировать народ в осуществлении новых благотворных планов, которые ныне стоят перед Казахстаном – нашим общим домом.