С 25 по 28 августа в Успенском кафедральном соборе будут находиться мощи св. Матроны Московской. Мощи будут доставлены 25 августа к началу Божественной литургии в 9:00.

Вы здесь

Почему я редко хожу в Церковь (часть 3)


     3. Бог у меня в душе

Бог у меня в душе — и этого достаточно, считают приверженцы такой мысли. Зачем же тогда Господь Иисус Христос безвинно принял мучения, умирая на Кресте, страдал, проливал Кровь? Зачем Господь с человеком заключал Новый Завет (союз, договор)? В чём состоит эта заповедь Нового Завета? Господь говорит, что эта заповедь — в Его Крови. А если у меня Бог в душе, тогда зачем храм, священники, Таинства? Да и Сам Христос напрасно умер, если нет желающих исполнять Его волю. А воля Бога такова: Тот, кто ест Моё Тело и пьёт Мою Кровь, будет иметь жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день... Тот, кто ест Моё Тело и пьёт Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нём (Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 54–56). И ещё, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Послание от Иоанна, глава 4, стих 20).

Конечно, чувство присутствия Бога в душе заложено в каждом человеке при его рождении. Но не все люди раскрывают Ему своё сердце. Некоторые, загрязняя себя грехами, не стремятся к тому, чтобы омыться покаянием. Слово «покаяние» (по-гречески — «метанойя») — означает не просто признание своего греха, оно предполагает непременное изменение образа мыслей и действий. Покаяние — это не констатация факта, что я — грешный человек, а конкретное действие, ведущее к изменению образа жизни. Если медлим, то мы всё более укореняемся в грехе и нам трудно его победить, как трудно вырвать дерево, имеющее глубокий корень, как трудно бывает бросить курить, когда появляется зависимость. Подобным образом человек, полюбивший грех, становится рабом своей плоти, а не рабом Божьим. Но Бог желает обитать в нас всегда — как в храме, то есть не только в душе, но и в нашем сердце, разуме, теле. Чтобы нам быть храмами Его Духа Святого, надо исполнять Его заповеди. Самая большая заповедь — это заповедь о любви. А как научиться всепрощению, милосердию, состраданию, бескорыстию? Разве можно сделать это путём собственных усилий или заслуг? — Никогда. Один ребёнок рассуждал так: какой я всё-таки молодец, что родился на свет с белокурыми волосами и голубыми глазами! А родители его спрашивают: «Солнышко, разве это твоя заслуга?» Только Тот, Кто даровал нам жизнь через наших родителей, способен даровать и любовь. Чтобы стать частью Бога, Который есть Любовь, надо быть причастным Ему, надо ПРИЧАЩАТЬСЯ Его Тела и Крови, Которую Он пролил за всех нас.

Причастие — это не кагор и кусочек булочки, как некоторые думают. На литургии мы принимаем из Чаши под видом хлеба и вина — Самого Господа! Как на обычные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви сходит Дух Святой и они становятся Телом и Кровью нашего Спасителя? — Так же, как по молитве православных, возглавляемых архиереем, каждый год, в канун православной Пасхи, сходит на Гроб Господень благодатный огонь, который ещё и не обжигает первые 10–15 минут. Современному «Фоме» достаточно включить ТВ в день празднования Пасхи по православному календарю и лично увидеть прямую трансляцию из Иерусалима.

Хотя и это не повод, чтобы верить, поскольку вера — это не получение доказательства, это — доверие. Вера — это дар (Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 2, стих 8), подарок.

     4. Нет времени

«Я верю в Бога, но у меня нет времени». Обычно такая причина звучит из уст людей, которые догадываются, что надо ходить в храм каждое воскресенье, но это пока не стало самым важным в их жизни. Человек, рассуждающий подобным образом, подчёркивает, что на сегодняшний день он носит христианское имя, но пока ещё не готов жить по заповедям Божиим (например, исполнять четвёртую заповедь, где сказано, что человек должен шесть дней работать, а седьмой посвятить Богу). И, вероятно, такой человек пока не понимает, что такое Церковь, зачем она нужна и зачем собираться всем вместе? Для многих Церковь — это не собрание верующих (греч. — «экклесия»), а место, где можно справить свою духовную потребность. «Это старикам делать нечего, вот они там и собираются», или: «вот старым буду, тогда и буду ходить». Примерно такое оправдание иногда можно услышать, когда человек не ходит в Церковь. Доживёшь ли до старости, успеешь ли, и откуда такая уверенность? Между тем святой Киприан Карфагенский неслучайно произнес слова, которые стали пословицей: «Кому Церковь не мать — тому Бог не Отец»!

Но бывает и так, что человек ходит в храм, внешне исполняет все обряды, но его взгляд, дела и слова выдают то, что сокрыто под маской благочестия. И глядя на такого «православного», люди делают вывод: лучше не ходить в храм, но жить по совести, чем соблюдать все церковные каноны и правила, фарисейски кивая на недостатки ближнего. А ещё лучше быть добрым, честным, искренним христианином.

Как можно верить в Бога и не верить в то, что Он говорил в Священном Писании? Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Послание к Евреям, глава 13, стих 8). Для многих, к сожалению, Христос не здесь и сейчас, а где-то там, а может, и вообще Его не было? Может, вообще всё, что мы видим: небо, солнце, моря — появились случайно?   Вряд ли. Почти все понимают: должен же быть какой-то Высший Разум, создавший всё?! Может ли слепой случай составить текст, если на бумагу просто вылить чернила? Сколько ни выливай, текста не выйдет. Нет, нужен кто-то, имеющий разум.

Но у человека нет времени подумать, почитать, послушать, а появляется время только тогда, когда в жизни что-то произойдёт — «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится!» Зачем дожидаться грома? Становится очевидным, что желающий — ищет возможности, а не желающий — ищет причины. По-прежнему зовут колокола людей в храмы, а Господь ждёт свободного волеизъявления детей своих. 

     5. Духовный кризис веры.

Предположим, человек прошёл все эти мучительные стадии духовного развития и оказался вновь за оградой Церкви, но уже вследствие наступившего кризиса веры. Была благодать, мир, тишина, радость, и вдруг куда-то всё исчезло. По этой причине он и не ходит в храм. А бывает так: человек ходит в храм, исповедуется, причащается, а ничего не происходит, грехи те же, проблемы те же. И уходит... так и не поняв, что Господь долготерпелив, зная немощь нашего естества. Но если раз и навсегда понять следующее: Бог меня так любит и несмотря ни на что ждёт со мной встречи и готов тысячу раз рождаться, чтобы вновь страдать и умирать за меня, то всё уныние рассеется во мгновение. Конечно, если мы не считаем, что со смертью всё заканчивается. Вот тогда надо брать от жизни всё, хватать, рвать, отвоевывать. И если человек умер в расцвете сил или ещё в совсем юном возрасте, становится очевидно, что не может быть в жизни такой несправедливости. Человек зачинается не для того, чтобы провести всю жизнь в утробе, и рождается не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить в гармонии с самим собой, с Богом, а после смерти воскреснуть и жить счастливо вечно!!!

Выбор за вами.

     Послесловие.

У святого Иоанна Лествичника спросили, как определить — приближается ли человек к Богу или отдаляется от Него. На это он ответил: «Верный признак заблуждения — это уклонение от церковных служб». Через участие в Богослужениях православные христиане входят в таинственное общение с Богом и получают от Него благодатные силы для праведной жизни. Но путь христианина всегда увенчан страданием, и только со Христом этот путь — радость!

     Рекомендуемые книги для прочтения:

1. Толковая Библия. Лопухин А.П.
2. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин (Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский).
3. Огласительные беседы с крещаемыми (Архимандрит Борис Холчев).

Священник Глеб Грозовский
Источник: Православие и мир