Вопросы к священнику
Вопрос:
Здравствуйте, батюшка. Мы хотим крестить младшего ребенка, пара которую мы выбрали в крестные, наши близкие друзья, они люди верующие, православные, живут вместе 7 лет, но Господь пока им своих детей не дал. Они молятся, надеются и очень были бы рады быть крестными у нашего ребенка. У меня вопрос такой: можно ли что бы крестные были мужем и женой? На одном православном сайте этот вопрос задала прихожанка, но священники разошлись во мнениях, одни утверждали, что нельзя, другие, что это не воспрещается, в итоге посоветовали ей обратиться за благославением к Владыке.
Елена
Ответ:
Здравствуйте, Елена. Вот выдержка о препятствиях к браку из книги "Каноническое право" протоиерея Владислава Цыпина:
"Препятствием к браку является также наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения.
С установлением практики иметь при Крещении восприемника и восприемницу, император Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что "ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это". Отцы Трулльского Собора в 53-м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых. В Василиках запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3 степень: воспринявший кого-либо от Святого Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением Константинопольского Синода, имевшим место при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.), наличие духовного родства до 7 степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь в первой степени — мать крестника и восприемник или отец крестницы и восприемница. По законам грекоязычных церквей, не только "духовные брат и сестра", т.е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но их потомки до 7 степени духовного родства не могут вступать в брак.
В указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым. Синод находит неустранимым препятствие к браку лишь в отношениях между восприемником и матерью воспринятого и между восприемницей и отцом ее крестницы. Основанием для столь радикального устранения прежде считавшихся неустранимыми препятствий к браку является отрицание канонического значения восприемничества со стороны лица иного пола, чем крестник или крестница." (Каноническое право. Москва, 2009, стр. 684.)
Отсюда мы видим, что 1 - первоначально восприемник при таинстве крещения был один, того же пола, что и крещаемый.
2 - с установлением практики иметь при Крещении восприемника и восприемницу, появились запреты на брак между: крестный отец - крестная дочь; крестная мать - крестный сын; крестный отец - родная мать ребенка; крестная мать - родной отец ребенка; и др.
3 - указом Святейшего Синода от 19.01.1810г. неустранимым препятствием для брака являются лишь отношения между крестным отцом и родной матерью мальчика, крестной матери и родным отцом девочки, поскольку восприемничество со стороны лица иного пола, чем крестник или крестница, канонического значения не имеет.
То есть, в этом вопросе, церковь вернулась к первоначальному положению вещей, когда у крещаемого может быть только один восприемник одного с ним пола. Поэтому второй восприемник (даже если это муж или жена первого) может участвовать в таинстве Крещения ради обычая, но канонического значения восприемника он иметь не будет. Что, впрочем, не мешает ему молиться о крещаемом и показываеть ему пример благочестивой жизни.
С уважением
иерей Евгений