Дорогие братья и сестры! На нашей странице в инстаграм - Православие в Астане (Instagram: pravoslavie_v_astane) два раза в день проводятся трансляции богослужений. Начало трансляций в 09-00 и в 17-00.

Вопросы к священнику

Вопрос:

      Здравствуйте, батюшка! Подскажите пожалуйста, существуют две иконы "Умиление", на одной Богородица одна, на второй с младенцем. Я знаю что они разные, одна Серофимо-Дивеевская, другая Соловецкая,но они же обе называются "Умиление"? Просто я немного запуталась, все уверяют меня что икона "Умиление" одна, где Богоматерь с младенцем на руках и другой нет. Помогите пожалуйста разобраться. С уважением Юля. Спасибо.

Юлия

Ответ:

       Здравствуйте, Юлия. Дело в том, что существуют различные иконографические типы изображения Пресвятой Богородицы. Такие как: Оранта (молящаяся или знамение), Елеуса (милующая или умиление), Одигитрия (путеводительница), Панахранта (всецарица), Агиосоритисса и другие. Иногда икона Богородицы имеет собственное имя - "Всех скорбящих Радость", "Нечаянная радость". Чаще именуют по месту обретения или местопребывания - "Владимирская", "Казанская". Иногда к названию добавляют тип написания. Например, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» является списком с иконы Божией Матери «Владимирская», которая относится к иконописному типу Елеуса. В отношении некоторых икон название по типу стало именем собственным. 
      Умиление — тип изображения Божией Матери в русской иконописи, где Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка — это взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление всечеловеческого греха. Это соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов; это Христос и Церковь Христова, в которой Богородица представляет собой совершеннейшую из всех рожденных на земле людей, как символ души, находящейся в близком общении с Богом.
      Икона Богоматери «Умиление» Серафимо-Дивеевская («Радуйся, Невесто Неневестная») передает образ Богородицы до рождения Иисуса Христа, но уже после Благовещения, когда после того, как  Архангел Гавриил открыл предначертание Ее судьбы, Дух Святой снизошел к Деве Марии. Преподобный Серафим Саровский называл эту икону - "Всех радостей Радость". И хотя этот тип изображения не свойственен древней православной иконографии, его также относят к типу "Елеуса".  

С уважением иерей Евгений