В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 2011 г., в Свято-Успенском кафедральном соборе благочинным Астанайского церковного округа архимандритом Сергием (Карамышевым) в сослужении соборного духовенства была совершена торжественная Божественная литургия. Накануне вечером на праздничной Всенощной была отслужена лития (что значит «усиленное моление») и был совершен праздничный полиелей.
Первый двунадесятый праздник в новом году по православному календарю - Рождество Богородицы – ежегодно отмечается верующими 21 сентября (8 сентября по стар. стилю).
22 сентября – Православная Церковь отмечает память благочестивых родителей Богородицы – Иоакима и Анны.
К богородичным праздникам все полотна в храме обычно заменяют на голубые, а священнослужители облачаются в голубые одежды. Голубой цвет считается цветом Богородицы в Православии и символизирует чистоту.
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина.
Как писал в IX веке святитель Фотий, патриарх Константинопольский, «настоящее в честь Девы празднество поистине украшается многими и великими дарами и справедливо почитается днем спасения всего мира».
Почитание Святой Девы – один из отличительных признаков Православия от других религий мира. «Основой почитания Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею по-человечески неслыханному призыву. Православная Церковь вообще всегда подчеркивала эту связь Марии с человечеством, и, если так можно выразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим, возвышеннейшим плодом человеческой истории, человеческого искания Бога, и в Нем — последнего смысла, последнего содержания самого человечества.
Если на Западе, в западном христианстве, в центре почитания Марии всегда стоял образ Ее как Девы, девство которой не нарушено было материнством, то для православного Востока такой сердцевиной любви его к Марии, созерцания Ее и — повторяю еще раз — радостного любования Ею с самого начала было и остается ее Материнство, Ее кровная связь с Иисусом Христом». (Протопресвитер Александр Шмеман, «Почему мы празднуем Рождество Богородицы?»)
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании ребенка. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала и молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.
Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим.
Рождество Пресвятой Богородицы явилось началом исполнения всех Божественных обетований, которыми жили и утешались патриархи и пророки, и все ветхозаветные праведники. По слову преподобного Андрея Критского, сегодняшний праздник есть «начало праздников: он служит дверью к благодати и истине». А по слову преподобного Иоанна Дамаскина «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость».
«Величаем Тя, Пресвятая Дево...»
Пресс-служба Астанайского благочиния.
Комментарии
Добавить комментарий