24 мая 2011г., в праздник святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, и День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Свято-Успенском кафедральном соборе состоялось праздничное богослужение. В этот день отмечается также престольный праздник святых равноапостольных Мефодия (+885) и Кирилла(+869), в честь которых освящен правый придел собора.
По окончании Божественной литургии священнослужители совершили славление празднику. Затем было исполнено многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Пресс-служба Астанайского благочиния
фото: Виктор Дрожников
День памяти Святых Равноапостольных
Мефодия (+885) и Кирилла (+869), учителей Словенских
Перечитывая очередной раз жития святых братьев из Фессалоники, удивляешься насколько силён был в них миссионерский проповеднический порыв, ради которого старший – Мефодий – оставил спокойное место игумена благополучного монастыря в Вифинии, а младший - Константин Философ (под этим именем все знали Св. Кирилла до его монашеского пострига перед смертью) – место библиотекаря храма Святой Софии и преподавателя философии в блистательном Константинополе – "столице мира", центре тогдашней культуры и цивилизации. Проповедь христианства в Хазарском каганате и Великой Моравии, опасный для жизни диспут с мусульманами в Багдаде и, самое главное, создание славянской азбуки и перевод на славянский язык Священного Писания (кроме Маккавейских книг) и значительной части богослужебной литературы – вот краткие вехи их биографии, которая включала и откровенные гонения со стороны латинян (даром, что тогда ещё находившихся в церковном общении с греками), и поддержку Римских пап, и раннюю смерть в Риме Св. Кирилла, и епископскую хиротонию Св. Мефодия, и трёхлетнее заключение его в немецкой темнице. Жизнь святых братьев достойна увлекательнейшего романа, но возможно ли в романе показать великую веру этих людей, ту веру, которая воистину двигает горы?
В чём же была важность христианской проповеди славянам? В том, что великая церковная культура (богослужение, книжность) была дана славянам на их родном языке. Это позволило образованной части славянского общества в очень короткий срок без языкового барьера погрузиться в атмосферу этой культуры, проникнуться ею и включиться самим в творческий процесс её созидания. Это позволило уже через 2-3 поколения всему славянскому обществу воспринимать эту культуру как свою, а не как иностранную.
Латинские же миссионеры, шедшие на земли славян из Германии, преследовали противоположные цели: подчинить славян – через насаждение непонятных латинского богослужения и латинской книжности – совершенно чужой культуре и власти немецкого императора. Для славян оставлялись только физический труд и покорность немецким церковным и светским феодалам, а славяне, желающие и имеющие возможность приобщиться к культуре и книжности, должны были делать это на латинском языке, фактически оторвавшись от своего народа и его культуры. Фактически это было уничтожение самобытности славян под формальным предлогом миссионерства.
Латинско-немецкому духовенству удалось погубить дело святых братьев в Великой Моравии: после смерти Св. Мефодия его ученики (около 200 человек, многие из которых были в священническом и диаконском сане) были арестованы и проданы в рабство(!) в Венеции, а славянское богослужение и славянские книги были категорически запрещены Римскими папами, несмотря на предшествующие разрешения. Казалось бы дело Кирилла и Мефодия потерпело крах? Внешне да, но Господь не позволил погубить это великое, богоугодное и благодатное дело: по приказу византийского императора ученики святых братьев были выкуплены из рабства и продолжили свою миссионерскую работу уже в Болгарии, создав знаменитую Охридскую школу (Свв. Горазд и Климент). Именно оттуда и в Сербию, и к нам на Русь, после её Крещения в 988 году, вместе с духовенством, говорившим по-славянски, пришла разнообразная христианская литература на славянском языке, позволившая и нашему народу включиться в православную цивилизацию и приступить к созиданию собственной христианской культуры. И именно за это мы должны быть благодарны святым братьям из Фессалоники.
Святые Равноапостольные Мефодие и Кирилле, учители Словенские, молите Бога о нас!
проповедь в День памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла
Комментарии
Добавить комментарий