Во вторник, 27 сентября 2011 г., был торжественно отмечен один из двунадесятых праздников — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день во всех православных храмах выносят из алтаря на середину церкви крест, и прихожане совершают земной поклон.
По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра викарий Астанайской епархии епископ Каскеленский Геннадий возглавил праздничные богослужения в Астане.
26 сентября, в канун праздника, в Константино-Еленинском соборе Преосвященный Геннадий совершил Всенощное бдение с чином воздвижения Креста. В сам день Воздвижения в главном храме страны – Свято-Успенском кафедральном соборе состоялась Божественная литургия архиерейским чином.
Владыке Геннадию сослужили благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев) с собором духовенства городских храмов.
В праздник Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня на литургии вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета.
Воздвижение Креста Господня – единственный двунадесятый праздник (т.е. один из двенадцати величайших праздников годового цикла), имеющий постный устав. Согласно Типикону, на трапезе в этот день «бывает утешение братии, от елея и вина и прочих снедей овощных Сыра же и яиц и рыбы, никакоже не дерзнем коснутися». Постный устав этого праздника связан с воспоминаниями страданий Спасителя.
Праздник Воздвижения подобен Страстной неделе, которая бывает перед Пасхой, он также посвящен усиленной молитве и строгому посту, но если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над Божественным Страдальцем, то в день Воздвиженья мы радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью. Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы, и в этот день особо чествует Его, как величайшую святыню.
Из проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Воздвижение Креста (27 сентября 1993 года):
«Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими усилиями сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва — крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную. И заканчивается Евангелие уверением, что истина этого страшного рассказа засвидетельствована очевидцем той голгофской жертвы и передается для того, чтобы слушающие поверили.
Православная же Церковь, рожденная в преддверии явления миру Живоносного Креста Господня и ставшая в лице апостолов очевидцем великого подвига любви — даже до смерти и смерти крестной — приняла с тех пор знамение Креста как спасительный символ для верующих, и не только как символ, но как спасительную силу, коей побеждаются враги».
Пресс-служба Астанайского благочиния
В написании статьи использованы Православные интернет-ресурсы
Подробнее об истории и значении праздника читайте здесь
фото: Сергей Дианов
Комментарии
Добавить комментарий