Дорогие братья и сестры! На нашей странице в инстаграм - Православие в Астане (Instagram: pravoslavie_v_astane) два раза в день проводятся трансляции богослужений. Начало трансляций в 09-00 и в 17-00.

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

     7 апреля 2011 г., в среду Светлой Седмицы, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе совершил благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев).

     Праздник Благовещения был установлен еще в глубокой древности. О праздновании его было известно уже в III веке. У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы.

     Этому празднику, положившему начало последовательному ряду описанных в Новом Завете событий – воплощению, земной жизни, Крестной смерти и светлому Воскресению Иисуса Христа, – этому и некоторым другим аспектам нашего спасения была посвящена проповедь настоятеля собора архимандрита Сергия.

     По окончании богослужения и проповеди, по традиции, со ступеней храма отцом настоятелем вместе с духовенством собора в небо были отпущены голуби.

Пресс-служба Астанайского благочиния
текст: Виктор Дрожников
фото: Михаил Петелин

 

Праздник Благовещения

     Благовещение – один из 12 главных церковных праздников, который посвящен воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки. В этот день, по Евангелию, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа – Сына Божьего и Спасителя мира.

     Праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев.

     В V–VIII в., когда ереси нападали на почитание Богоматери, праздник был особенно возвеличен Церковью. Святитель Иоанн Златоуст называет Благовещенье «первым праздником» и «корнем праздников». Также и Шестой Вселенский собор 52-м своим правилом постановил в день Благовещенья совершать литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров, совершаемую в великопостное время (если праздник пришелся на 3-ью, 4-ую, 5-ую неделю св. Четыредесятницы, в Великий четверток и Великую субботу, то совершается Литургия св. Василия Великого). В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

     В церковной традиции послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Например, есть такая стихира: «Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная, не удивляйся странному моему зраку (т.е. странному виду), не ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда, ныне же благовествую Тебе радость: и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая».

     В день праздника, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах. Этот символический обычай – знак того, что по воле Бога и Божией Матери нам дана свобода от греха.

     Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения. На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова.

     Вот почему земля прославляет славу Божию: свершилось великое событие в жизни всего человечества – Архангел Гавриил в святом благовестии принес нам радостную весть о том, что настало избавление, что Христос, обетованный Миссия, родится от Девы Марии.

     Празднуя Благовещенье, мы празднуем начало новозаветного дня. Настало время исполнения святого обещания Господа о «Семени жены, Которое сотрет главу змия» (Быт. 3, 15). Этот день – начало нашего спасения, о чем Святая Церковь непреложно свидетельствует в тропаре праздника: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою». И далее эта же мысль раскрывается в кондаке праздника «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти радуйся, Невесто Неневестная».

По материалам: М.С. Красовицкая, «Литургика»;
Светлана Липатова,
«Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы»
 

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

Защита от спама
Этот вопрос необходим для отсечения спам-сообщений.