Дорогие братья и сестры! На нашей странице в инстаграм - Православие в Астане (Instagram: pravoslavie_v_astane) два раза в день проводятся трансляции богослужений. Начало трансляций в 09-00 и в 17-00.

Память святых 40 мучеников Севастийских

      22 марта 2016г. - память святых 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

      Память святых 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников в честь святых. По Уставу в день памяти 40 Севастийских мучеников облегчается строгость поста – разрешается вкушать вино и елей – и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров (если день памяти приходится на будний день Великого поста).

      Благочинный Астанайского Церковного Округа архимандрит Сергий (Карамышев) возглавил богослужение в Успенском кафедральном соборе.

      За литургией молились: ключарь Успенского собора протоиерей Дмитрий Байдек, протоиерей Евгений Корольков, иерей Григорий Куликов, иерей Сергий Дианов, диакон Илья Давыдов.

     Песнопения богослужения исполнил хор Успенского собора под управлением Варенцовой О.Ю.      


     Житие святых мучеников Севастийских.

   В царствование императора Ликиния было воздвигнуто жестокое гонение на христиан, и все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В городе Севастии воинским начальником был Агриколай, который повелел, чтобы все христиане, находящиеся в рядах императорских полков, приносили жертвы бесам. В полку воеводы Агриколая находились воины числом сорок,  веровавшие во Христа Бога и отличавшиеся непоколебимым мужеством в делах ратных. Узнав об этом Агриколай решился принудить их к идолопоклонению. Но воины отказались принести жертву идолам. 

      Тогда святых воинов обнаженных поставили среди озера близ города Севастии на всю ночь. Была же тогда зима и дул сильный ветер при крепком морозе. Близ озера была устроена тёплая баня, чтобы воины соблазнившись теплом, склонились к идолослужению и вышли бы из воды, согреться. В первом часу ночи, когда холод достигал крайней лютости, так что тела святых леденели, один из числа четыредесятицы не выдержал подвига и побежал в баню; но едва он вступил на порог бани, едва ощутил теплоту, как пал мёртвый.

     В третий час ночи святых мучеников облистал свет, который рассеял холод, растопил лёд и согрел воду. Между тем воины, которым поручен были надзор за святыми, объяты были сном, и не спал только один страж темничный.  Он, слыша, что мученики молятся Богу, размышлял: что такое означает, что прибегший к бане тотчас, как воск, растаял от тепла, а прочие и при столь большом морозе остаются живы и невредимы. Пораженный же светом, озарившим святых мучеников и желая рассмотреть, откуда исходит этот чудной свет, он взглянул вверх и увидел пресветлые венцы, числом тридцать девять, сходящие на главы святых; размышляя же о том, почему нет сорокового венца по числу преданных страданию сорока человек, уразумел он, что бежавший в баню отвержен от лика святых и потому не достает сорокового венца. Немедленно разбудил он спавших воинов, сбросил с себя одежды и нагой на глазах всех побежал в озеро, восклицая: и я христианин. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

      Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

     Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.


      На Руси издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

 

Фото: А. Биденко

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

Защита от спама
Этот вопрос необходим для отсечения спам-сообщений.