17 апреля 2011г., в праздник Входа Господня в Иерусалим, известный также как Вербное воскресенье, благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев) совершил Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе.
Вход Господень в Иерусалим – одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста (Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19) и который считается символом будущего воцарения Господа Нашего Иисуса Христа. В этот день Христос верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел Ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали Его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами «Осанна!», как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Праздник еще называется праздником «Вайи» (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима), неделей «Цветоносия», «Цветною». По традиции Русской Православной Церкви этот праздник называется «Вербным воскресеньем», поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы – это верба и в этот день за всенощной службой (или за утреней) молящимся уже раздаются освященные ветви вербы.
Вербное воскресение, в отличие от других двунадесятых праздников, не имеет предпразднства и попразднства. То есть отличается от других, подобных по величию праздников, тем, что ограничивается только одним днем: праздник окружен днями строгого поста. С одной стороны – это дни святой Четыредесятницы, с другой – Страстной седмицы. Лазарева суббота и Вербное Воскресенье служит переходом от периода подготовки к самой Страстной Седмице.
Во время Всенощного бдения в субботу накануне, вечером 16 апреля, молящиеся приходили на богослужение уже с веточками вербы, тем самым символически изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на встречу Господу при Его входе в Иерусалим. Зажженные свечи, которые также держат на службе верующие, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.
На утрене (второй части бдения) накануне и также на Божественной литургии в сам день праздника архимандритом Сергием вместе с соборным духовенством была прочитана особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей). После этого вербы, которые пришедшие в храм верующие держали в руках, были освящены окроплением святой водою.
Примечательно, что часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, по нашей вере и упованию, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или нет – верба освящена.
Празднование Вербного воскресенья
Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до Праздника Светлого Христова Воскресения – Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста (в 2011 году отмечается 17 апреля (4 апреля по старому стилю).
Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Особенно торжественно празднество Входа Господня в Иерусалим совершалось в XVI-XVII вв. в Москве. Перед Литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова «на Рву» (более известного ныне как храм Василия Блаженного) – для моления на Лобном месте. В процессии наравне с хоругвями и иконами – возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу – для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез.
В самый день праздника совершается Литургия св. Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями воскрешения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима).
За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. В воскресенье вечером во время богослужения вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.
Использованы материалы открытых источников:
«ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ»;
Малков П.Ю., «Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)»
Пресс-служба Астанайского благочиния
текст: Виктор Дрожников
фото: Михаил Петелин, Виктор Дрожников
Комментарии
Добавить комментарий