3 мая 2011г., во вторник второй недели по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу (Родительский день) – день особого поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. Богослужения прошли во всех храмах благочиния. В Свято-Успенском кафедральном соборе в этот день была совершена праздничная литургия, которую возглавил благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев).
В своей проповеди по окончании богослужения настоятель собора архимандрит Сергий обратился к верующим с призывом достойно, по-христиански разделить радость этого праздника с нашими родственниками, которых уже нет рядом. О.Сергий напомнил, что в этот день Церковь призывает нас почтить наших усопших родственников, близких и знакомых совместной молитвой в храме, делами добродетели, проявить милость и любовь к ближним. Не нужно углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.
Замечательно, что даже в будний день многие христиане нашли время посетить богослужение и соборно помолиться за упокой души своих близких. И уже после молитвенного поминовения в храме можно в этот или в ближайшие дни посетить кладбище, чтобы прибрать могилки усопших родственников.
При посещении кладбищ архимандрит Сергий призвал верующих обращать пристальное внимание на свое поведение, избегая курения, нецензурной брани и поминовения усопших спиртным. В этой связи, придя на кладбище, можно зажечь свечку, совершить заупокойную литию, пригласив священника. Усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка или табак, вводящие употребляющего их в неподобающее для христианина состояние. Не нужно оставлять на могиле еду, поскольку это делает место захоронения замусоренным, лучше отдать ее нищему или голодному.
Пресс-служба Астанайского благочиния
текст: Виктор Дрожников
фото: Михаил Петелин
Зачем праздновать Радоницу?
В советское время, когда попасть на Пасху в храм было трудно, сложился обычай посещать кладбища в самый день праздника. Однако поминовение усопших начинается только с девятого дня после Пасхи (3 мая в этом году).
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на кладбищах, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза, а часть приготовленного отдается нищим. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
В советское время, когда попасть на Пасху в храм было трудно, опасно или даже невозможно, сложился обычай посещать кладбища в самый день праздника. Однако в Церкви вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому мы соблюдаем ее в чистоте и порядке.
Православие – радостная религия. Радость православия заключается также и в том, что для христиан жизнь не кончается смертью. Смертно только тело, а душа человеческая живет вечно во Христе, поэтому родные и близкие для православного человека не умирают, их души продолжают жить, и связь с душами живых не прерывается.
Источник: Интернет-издание «Татьянин день»
Комментарии
Добавить комментарий