Два последних воскресенья пред Рождеством Христовым - неделя святых Пра?отец и неделя святых Отец - посвящены памяти всех ветхозаветных праведников, пророков и предков по плоти Господа Иисуса Христа. Этим Церковь воспоминает жизнь человечества до пришествия в мир Спасителя и указывает на то, что лишь Рождество Христово дало человечеству освобождение от греха и даровало вход в Божие Царство.
Предпразднство. За пять дней до Рождества (2 января) начинается предпразднство. В эти дни усиливается пост. Церковь призывает молящихся устремить свой духовный взор к Вифлеему и стать свидетелями тайны Воплощения Бога-Слова. Богослужебные тексты этих дней повествуют о скитаниях Пречистой Богородицы и праведного старца Иосифа Обручника в поисках места для ночлега в Вифлееме, о путешествии восточных мудрецов-волхвов в Иерусалим, о гонениях на Богомладенца, воздвигнутых царем Иродом и бегстве Святого Семейства в Египет.
Сочельник. Канун праздника (6 января), именуется Навечерием или Сочельником, от слова «сочиво» - вареная пшеница приправленная медом и сухофруктами, которую по традиции вкушали на исходе этого дня. Навечерие Рождества – день строгого поста. Утром в храмах совершается особое богослужение, состоящее из Царских Часов и Великой вечерни в соединении с Литургией святителя Василия Великого. В службах Навечерия читаются ветхозаветные пророчества, апостольские послания и евангельские зачала, повествующие о Боговоплощении.
По окончании Литургии из алтаря на середину храма выносится особым образом украшенная, зажженная свеча – символ Вифлеемской звезды, после чего духовенство и хор торжественно исполняют тропарь и кондак Рождества Христова.
Праздник Рождества – это явление Божией любви к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна: 3 глава,16 стих). Человеколюбие Творца не позволило Ему остаться вне земной истории, отстраняясь от Своего создания. Любящий Господь пришел в мир и стал человеком, чтобы спасти весь человеческий род от порабощения греху и смерти, открыть людям путь в Царство Небесное.
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У иудеев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. Поэтому Пречистая Дева Мария и праведный Иосиф укрылись на ночь от холода в известняковой пещере-вертепе, являвшейся стойлом для скота. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Евангелие от Луки: 2 глава, 7-20 стихи).
Поклониться Рожденному Спасителю мира из стран Востока пришли мудрецы-волхвы, увидевшие особое небесное знамение – необыкновенно яркую звезду. «Звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Евангелие от Матфея: глава 2, стихи 9-11). Принесённые волхвами дары имеют важное символическое значение: золото указывает на царское достоинство Господа Иисуса; ладан - дар Новорожденному Спасителю, как Богу; смирна, употребляемая для бальзамирования тела умершего, прообразует страдания и Крестную смерть Христа.
Рождественское богослужение начинается великим повечерием, на котором поется торжественная песнь пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!». Частое повторение слов «С нами Бог!» выражает духовную радость верующих от пришествия в мир Бога-Эммануила, предсказанного пророками. Повечерие завершается литией (усиленным молением) и освящением хлеба, вина, пшеницы и елея (масла). На рождественской утрене исполняется канон Рождества Христова «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите (встречайте)!». Во время чтения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова, лежащей на аналое в центре храма, после чего священник помазывает их освященным елеем. В праздничных песнопениях часто повторяются рождественские славословия ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!». Божественная Литургия праздника по древней традиции совершается ночью. За богослужением читается послание апостола Павла к Галатам (4 глава, 4-7 стихи), повествующее о нашем усыновлении Богу через Иисуса Христа и евангельское зачало о поклонении Богомладенцу Христу мудрецов-волхвов (Евангелие от Матфея: 2 глава, 1-12 стихи). Православные христиане, соблюдавшие пост, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Литургия завершается славлением перед иконой Рождества.
Святки. Двенадцать дней от Рождества до Крещения Господня именуются святками – святыми днями. Все эти дни наполнены духовной радостью о явлении в мир Сына Божия.
Святочные традиции. В святочные дни принято делиться радостью праздника с родными и близкими, и, самое главное, совершать дела веры и милосердия. Существует добрая традиция в эти дни утешать обездоленных, навещать больных, подавать милостыню нуждающимся, делать подарки находящимся в местах лишения свободы, радовать детей-сирот.
Еще одной традицией является славление Христа. Православные христиане приглашают к себе в дома священнослужителей для совершения праздничных молебнов; ходят в гости друг к другу, исполняя при этом рождественские песнопения и славленые песни, рассказывающие о евангельских событиях.
К сожалению, из-за духовной неграмотности в народе распространяются различные суеверия, связанные со святочными днями. Далекие от Православия люди считают и учат так других, что в эти дни можно гадать о будущем, ворожить. Церковь категорически запрещает гадания, ворожбу и колдовство, поскольку все это является ничем иным, как общением с бесами и приводит к самым трагическим последствиям. Совершение подобных действий в любое время, даже ради забавы, в шутку, является страшным грехом, отступлением от Бога. Конечно же, недопустим в святые дни под видом праздничного веселья всякий разгул, объедение, пьянство, скоморошество.
Песнопения праздника Рождества Христова.
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Перевод на русский язык: Рождество Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом истинного знания, ибо чрез него звездам служащие (мудрецы) звездою были научены Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча Младо, Превечный Бог.
Перевод: Дева в этот день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось маленькое Дитя - предвечный Бог!
Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.
Перевод: Величаем Тебя, Податель жизни, Христос, ради нас ныне во плоти родившегося от не познавшей мужа и пречистой Девы Марии.
Ирмосы рождественского канона:
Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.
Перевод: Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — воспряньте! Пой Господу, вся земля и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился!
Таинство странное вижу и преславное: Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем.
Перевод: Таинство вижу необычайное и чудесное: пещера — Небо, Престол Херувимский — Дева, ясли — вместилище, где возлег невместимый Христос Бог, Которого мы в песнях величаем.
***
Вечером в день Рождества Христова (7 января) в храмах совершается праздничная Великая вечерня, по окончании которой по традиции священнослужители и верующие обмениваются поздравлениями.
8 января, на следующий день после праздника Рождества Христова Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнопениями обращается к Богоматери, родившей Спасителя мира. Это собрание верующих было названо собором Пресвятой Богородицы.
11 января Церковь вспоминаетсвятых мучеников 14 000 младенцев, убитых царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время Рождества Господа Иисуса Христа восточные мудрецы-волхвы увидели на небе новую звезду и направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к царю Ироду, замыслившему погубить Христа, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа.
В первое воскресенье после Рождества празднуется память сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, который сопровождал Святое семейство при бегстве в Египет.
14 января Православная Церковь празднует Обрезание Господне и день памяти святителя Василия Великого.
На восьмой день после Рождества Богомладенец, рожденный Пречистой Девой Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве. Имя Иисус в переводе означает – Спаситель.
По толкованию отцов Церкви, Господь - Творец Закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству святого Крещения, прообразом которого он являлся.
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской – великий отец и учитель Церкви. Он жил в IV веке, был подвижником и молитвенником, автором многих богословских произведений и составителем чина Божественной литургии, которую до настоящего времени совершает Православная Церковь.
Тропарь праздника Обрезания, глас 1:
На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Перевод: На Престоле огневидном Восседающий на Небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава Твоему всеблагому изволению; слава промыслу Твоему; слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!
Тропарь святителю Василию Великому, глас 1:
Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Перевод: По всей земле прошел голос твой, ибо приняла она слово твоё: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, – царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
***
19 января Православная Церковь празднует Крещение Господне.
Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в Трех Лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой снизошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа голосом с неба.
До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете, помогая престарелому Иосифу Обручнику в плотнической работе. Все люди считали Иисуса одним из детей Иосифа. Когда приблизилось время общественного служения Спасителя, Бог повелел пророку Иоанну Предтече, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния. Предтеча громко взывал к людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея: 3 глава, 2 стих). Откликнувшихся на этот призыв он крестил в реке Иордан «крещением покаяния для прощения грехов» (Евангелие от Луки: 3 глава, 3 стих). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь символическое погружение в воду, в знак искреннего желания полного очищения от грехов и начала новой праведной жизни.
Среди прочего народа к Иоанну Предтече пришел и Иисус Христос, чтобы креститься от него. Иоанн, как пророк, почувствовал святость Спасителя, безгрешность и Божественное величие, и поэтому в недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». В ответ на это Господь кротко ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матф. 3:15). Своим погружением в воды Иордана Христос показал всем людям необходимость исполнения Божественных установлений, в том числе и крещения. «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности раскаиваться в грехах, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих беззаконий. «И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Матф. 3:16). Этим особым знамением, а также голосом Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:17), - людям было явлено Божественное естество Иисуса Христа и его мессианское достоинство.
Как и празднику Рождества, Богоявлению предшествует день строгого поста – крещенский сочельник (18 января). Утром в крещенский сочельник в храмах совершается особое богослужение, состоящее из Царских Часов и Великой вечерни в соединении с Литургией святителя Василия Великого. По окончании Литургии совершается чин Великого освящения воды.
Еще раз чин Великого водоосвящения повторяется в сам день праздника по окончании Литургии.
Там где есть источники и водоемы, водоосвящение совершается под открытым небом. Духовенство и верующие из близлежащего храма торжественным крестным ходом идут к месту освящения, которое называется «иордань».
Купание в освященной воде, в «иордани», является не обязанностью, а лишь благочестивой традицией. Погружаться в «иордань» можно лишь с благоговением и молитвой.
Песнопения праздника Богоявления Господня.
Тропарь праздника, глас 1:
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод на русский язык: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал непреложность Его слова. Явившийся Христос Бог и мир просветивший, слава Тебе!
Кондак, глас 4:
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.
Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: "Пришел, явился Ты, Свет неприступный!"
Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Перевод: Величаем Тебя, Податель жизни Христос, ради нас ныне плотию крестившегося от Иоанна в водах Иорданских.
***
Что необходимо знать о святой воде.
Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется: воду, воздух, землю; различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия.
Одно из величественнейших священнодействий - это освящение воды — стихии, без которой невозможно существование нашей жизни. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первозданную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение Небесное, к освящению и исцелению души и тела каждого, с благоговением пользующегося этой святыней, к прогнанию наветов и козней всех видимых и невидимых врагов и ко всякому благу для верующих.
Вода, освященная в навечерие (сочельник) праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, то есть великой святыней, потому что чрез снисхождение Духа Божия она приняла в себя Божественную, великую и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются жилища и рабочие места; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, окропляются ею для душевного и телесного здоровья. Великую агиасму Церковь употребляет при освящении храмов, при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с просфорой, Церковь определила давать тем, кто не имеет возможности причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой и тем, которые отлучены от причащения Святых Таин. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ.
О чудесных свойствах богоявленской воды говорит великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст: «В этот праздник почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Эта вода не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников».
Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в Крещенский сочельник отличается от освященной в сам день Крещения. Это не так. В оба дня при освящении воды употребляется один чин и свойства святой воды совершенно одинаковы.
Хранить богоявленскую воду необходимо в чистой, хорошо закрытой посуде, рядом со святыми иконами.
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как великую святыню, а также регулярно окроплять жилище, место работы, личные вещи и продукты питания.
Молитва на принятие просфоры и святой воды:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.