14 января 2024 года – неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением; праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и день памяти великого иерарха и вселенского учителя – святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в главном храме страны – Успенском кафедральном соборе Астаны.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, ключарь Успенского кафедрального собора города Астаны протоиерей Димитрий Байдек, клирик храма преподобного Серафима Саровского города Астаны иеромонах Силуан (Синегубов), иерей Сергий Лубневский, иерей Сергий Пинигин, руководитель личного секретариата Главы Митрополичьего округа иеромонах Прохор (Ендовицкий); протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Илия Давыдов, диакон Михаил Чумаков, диакон Иоанн Чуркин, диакон Богдан Бойко.
По благословению митрополита Александра к богослужению из Иверско-Серафимовской домовой церкви митрополичьей резиденции в Алма-Ате для молитвенного поклонения верующих в главный храм столицы был доставлен ковчег с мощами преподобного Серафима Саровского, частью камня, на котором преподобный старец молился тысячу дней и ночей, прядью волос святого, а также частями его одежды и облачения.
Во время чтения часов митрополит Александр совершил постриг во чтеца Кирилла Бондаря, студента IV курса заочного отделения Алма-Атинской духовной семинарии.
Песнопения исполнял хор кафедрального собора под управлением Ольги Варенцовой.
Иерарх вознес молитвы об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы.
После евхаристического канона митрополит Александр совершил диаконскую хиротонию чтеца Кирилла Бондаря.
Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Силуан (Синегубов).
В завершение Литургии состоялось славление празднику Обрезания Господня и святителю Василию с молитвами на начало Нового года и Каппадокийскому иерарху.
После возглашения многолетия владыка обратился к собравшимся с архипастырской проповедью, в которой рассказал о жизни и трудах святителя Василия Великого и раскрыл духовный смысл праздника Обрезания Господня.
Для благоговейного хранения и молитвенного поклонения Глава Митрополичьего округа передал в дар Успенскому кафедральному собору тканный образ Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», служивший одеянием чудотворной святыни. Образ Царицы Небесной из рук митрополита Александра принял архимандрит Сергий (Карамышев).
«На восьмой день после Рождества Христова, празднуется Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и молитвенно прославляется великий иерарх и вселенский учитель – святитель Василий Великий. Каждое евангельское событие именуется священным, потому что совершилось оно ради освящения и спасения рода человеческого. Церковь совершает воспоминание этих событий, чтобы воспитать в нас стремление к Богу, к истине, вдохновить к праведной жизни. Наш Спаситель по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя – Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. Имя Иисус в переводе означает – Спаситель. По толкованию отцов Церкви, Господь – Творец Закона – принял обрезание, являя людям пример, как следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Еще одно важное значение Обрезания Господня заключается в том, что показывает всем истинность человеческой природы Христа. Его плоть была реальна, а не призрачна, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся.
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской – великий отец и учитель Церкви – жил в IV веке. Исполняя свое служение, он ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь народа. В 370 году святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Василий Великий был подвижником и молитвенником, автором многих богословских произведений и составителем чина Божественной Литургии, которую до настоящего времени совершает Православная Церковь. За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Он является небесным покровителем просветителя Руси – святого равноапостольного Великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. В одном из своих поучений святитель дал нам важное правило общения с людьми: «Мудрый человек, когда ест виноград, ест сладкие ягоды и оставляет незрелые. Так же и человек добродетельный, когда смотрит на другого человека, обращает внимание на его добродетели, а человек глупый и безрассудный обращает внимание на его грехи». Молитвенно совершая память святителя Василия Великого, будем подражать его святой жизни, его крепкой вере и любви к Богу, его всецелой преданности святому Православию. По примеру святителя поспешим быть истинными исповедниками веры Христовой, истинными христианами не по имени только, не словами, но самой жизнью». Из проповеди митрополита Александра.
Комментарии
Добавить комментарий