Вопросы к священнику
Вопрос:
Здравствуйте! Хотелось бы узнать отношение священнослужителей нашей Церкви к соборной молитве по соглашению, совершаемой в виде чтения акафистов. Также отношение к проповедям священника Свято-Авраамиевской церкви ( г. Болгар РФ) отца Владимира Головина, который является инициатором распространения данной формы молитвы. Нужно ли получать благословение от наших местных священников для чтения акафистов? Данный вопрос мотивирован тем, что я черпаю много информации именно из проповедей отца Владимира, так как считаю что они понятны и доступны для обычного невоцерковленного человека, но для того чтобы с чистой совестью советовать другим людям хотелось бы удостоверится в том, что в этом нет ничего плохого или противоречащего.
Анастасия
Ответ:
Здравствуйте, Анастасия. С термином "молитва по соглашению" приходится сталкиваться все чаще и чаще в последнее время. И каждый раз слышим одно и то же: это нечто особенное, что является чуть ли не панацеей от всего.
Но давайте попробуем порассуждать что это такое. На сайте отца Владимира сказано: "Молитва по соглашению – это «скорая помощь» для тех, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах; это способ разрешения самых разных жизненных проблем, когда человеческими возможностями уже ничего сделать не получается. Почему именно по этой молитве совершаются многие чудеса? Потому что молитва по соглашению (или «соборная молитва») – это древняя практика молитвенного обращения к Богу и к святым Его, основанная на словах Самого Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: «Истинно … говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19-20"). А также говорится, что молитва по соглашению имеет особенную силу и многовековой опыт этой молитвы возрождается именно в храме, где служит сам батюшка. И тут возникает вопрос: а почему слова (Мф 18:19-20") относят именно к молитвам в форме соборного чтения акафистов? А литургия разве не молитва по соглашению? А любое таинство или чин церковный, разве не двое или трое собраны попросить у Бога, и разве не во Имя Христа? А если литургия и прочее согласуется со словами Спасителя - где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них", то почему это только сейчас возрождается? Разве Церковь до этого не молилась? Так чем отличается форма молитвы, предлагаемая в Болгаре, от того, что уже есть в Церкви? Ничем. Единственно только тем, что в ней, как и в утренних, вечерних и повседневных молитвах, присутствие священника необязательно. И люди сами могут между собой обговорить что и когда читать и о чем молиться. Например, атеистическая форма молитвы по соглашению: "А давайте за него кулаки держать!" - и пока внимание не рассеяно - кулак не разжат. Верующие люди кулаки не держат, но суть та же: попал кто-то в беду - "а давайте за него молиться!" - и пока люди молятся, с вниманием, с верой и покаянием, то им и тому, о ком они молятся, опять же при его вере, молитве и покаянии, - польза. А уж как молиться, за литургией с причастием или без, на молебне, просто дома, с чтением того или иного акафиста или без него, или еще как, тут уж по желанию, силам и возможности.
Поэтому, хотя проповеди отца Владимира, действительно просты и доступны для понимания новоначальным, и говорит он их очень живо, и сам он, несомненно, очень верующий человек, но относительно некоторых вещей (которые хотя и произносятся от чистого сердца, но могут быть не верно истолкованы) слушающим нужно иметь рассудительность и осторожность.
И в заключение о том, нужно ли брать благословение. Молиться о ком-то или о чем-то, просить или не просить решать вам. Необходимость брать благословение, на какой либо духовный подвиг связана, прежде всего, с неправильным пониманием цели подвига или неправильным практическим его осуществлением. Уже сейчас в вопросе кому молиться, можно услышать что-то вроде: Ну что ваш Христос? Вот Матрона... (или любой другой "популярный" святой). То же может получиться и здесь: Что Литургия и Причастие? Вот акафист... Поэтому посоветоваться - можно. Согласовать и оценить свои силы с духовником, который вас знает, если вы к своей обычной духовной практике (богослужения, молитвенные правила, подготовка к причастию и проч.) добавите дополнительное чтение акафистов - можно и нужно. Попросить помолиться, чтоб вам сил хватило - можно.
С уважением, священник Евгений.