Дорогие братья и сестры! На нашей странице в инстаграм - Православие в Астане (Instagram: pravoslavie_v_astane) два раза в день проводятся трансляции богослужений. Начало трансляций в 09-00 и в 17-00.

21 июля – праздник явления Казанской иконы Божией Матери

     21 июля 2011 г. благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев) в день чествования Казанской Иконы Божией Матери совершил Божественную литургию в старейшем храме Благочиния – Константино-Еленинском соборе.

     Архимандриту Сергию сослужило духовенство собора.

     По окончании богослужения о.Сергий обратился к верующим с праздничным словом, поздравив также с торжеством настоятельницу женского монастыря в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», с сестрами обители, молившихся со всеми на службе.

Пресс-служба Астанайского благочиния
текст: Виктор Дрожников
фото: Михаил Петелин

 

     Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году – 21 июля (8 июля по старому стилю) – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани и 4 ноября (22 октября по старому стилю) в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.

     Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых православными верующими. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 г.

     История повествует, что через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 года, истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

     Город вскоре после пожара начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона.

     Наконец Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда после молебна перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иваном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца: Иосиф и Никита.

     Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иван Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь.

     Чудотворениями прославились многие из списков с Казанской иконы. Среди них наиболее известным является образ, исторически связанный с Москвой. Этот список находился в рядах первого и второго ополчений, собранных для освобождения Москвы от поляков в конце Смутного времени (начало ХVII столетия).

     По призыву святейшего патриарха Ермогена, который в это время возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения, русский народ встал на защиту родины.

     Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Дмитрию Пожарскому. Она стала главной святыней ополчения.

     В марте 1612 г. русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось со Святыней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками.

     В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью.

     По преданию, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению (впоследствии епископу Суздальскому), заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена».

     Воодушевленные таким известием русские войска 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. освободили Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

     После изгнании поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. В 1620 г. на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, была перенесена в новый храм.

     После пожара 1635 г. вместо деревянного собора был построен каменный на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 г. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. - снесен.

     После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесен в Богоявленский Елоховский собор Москвы. В1990-1993 гг. Казанский собор в Москве был восстановлен. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».

     Другой чудотворный список Казанской иконы Божьей Матери, сделанный в конце 16 века, связан с городом святого Петра. По одной из версий, икона была привезена в Петербург Прасковьей Федоровной, вдовой царя Ивана Алексеевича, в 1710-х годах. По другой - прислан в Петербург Петром Великим, который почитал Казанскую Божью Матерь как покровительницу своего рода. Так или иначе, Казанская икона стала любимейшей святыней в городе, с 1737 г. она помещалась в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 г. на месте этого храма был выстроен в честь иконы кафедральный Казанский собор. Через год разразилась война с французами. После неудач русской армии командующим войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Перед отъездом в действующую армию, Кутузов, известный своей набожностью, молился в Казанском соборе перед иконой Богородицы, которая не оставила его и все русское воинство своей милостью в ратном подвиге.

     В советское время, когда Казанский собор на Невском проспекте был отобран у церкви, чудотворная икона была перенесена сначала в церковь на Смоленском кладбище на Васильевском острове, а затем (в 1940 г.) в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне, где пребывает и поныне.

     История же явленного в 1579 г. чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 г. собор Богородицкого Казанского монастыря был ограблен; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли.

     С Петербургской Казанской иконой связана одна широко известная легенда. Во время Великой Отечественной войны митрополиту гор Ливанских Илие было видение, в котором ему явилась Богородица и постановила ему быть молитвенником за русскую землю в столь трудное для России время. Для спасения Ленинграда и всей русской земли «должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю». Митрополит Илия передал определение Богородицы в Россию. Кремлевские властители не посмели перечить повелению Богородицы, Казанскую икону обнесли вокруг Ленинграда – и город выстоял.

     Эта легенда не подтверждена документально, но доподлинно известно, что во время ленинградской блокады в городе действовало десять православных храмов. Церковь восприняла страшную беду как свою собственную и делила ее со своими прихожанами. Не виданное доселе, нечеловеческое страдание обрушилось на город. Люди гибли от голода тысячами, замерзали на улицах. Говорят, что у многих замерзших пальцы были сложены в троеперстие. Вместе со всеми терпели мучения и священнослужители: из 50 священников, бывших в городе в блокаду, 20 умерли от голода. С самого начала блокады в приходах начались сборы пожертвований для помощи городу и фронту, община Князь-Владимирского собора передала почти все свои средства на устроение лазарета для раненых. В литургический чин были введены молитвы о даровании победы нашему воинству и о избавлении из вражеского плена попавших в неволю. Страшная беда сплотила горожан вокруг церкви, которая укрепляла их дух и помогла совершить свой духовный подвиг и выстоять.

     Начиная с ХVI века, множество списков Казанской иконы разошлось не только по всем уголкам России, но и других стран. Один из почитаемых списков Казанской иконы хранится в Дамаске (Сирия), а так называемый Римский или Ватиканский список признала в ХХ веке своей величайшей святыней католическая церковь.

     Ватиканский список с Казанской иконы Божией Матери датируется XVII веком. Он был вывезен из страны сразу после Октябрьской революции. В 1920-х гг. икона оказалась в Лондоне, затем в разное время находилась в Польше, Гонконге, США, Португалии. В 1993 г. в монастыре Фатимской Богоматери в Португалии реликвию подарили Папе Римскому.

     В 2004 г. этот образ из Ватикана был передан представителями Папы Римского предстоятелю Русской православной церкви Патриарху Алексию II.

     21 июля 2005 г. – на празднование 450-летия Казанской епархии, – список был привезен Святейшим Патриархом в Казань, где ныне хранится в Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря.

По материалам Православных интернет-ресурсов

 

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

Защита от спама
Этот вопрос необходим для отсечения спам-сообщений.