27 марта 2011г. отслужена Пассия в Неделю 3-ю, Крестопоклонную Великого Поста в Свято-Успенском кафедральном соборе

     Вечером 27 марта, было проведено особое богослужение - чтение Пассии. Службу возглавил благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев). Богослужение в этот день, в третье воскресение Великого поста, было особенным еще и тем, что Православная Церковь отмечает в это воскресение праздник Крестопоклонения. Торжества начались накануне, в субботу на вечерней службе, когда был совершен чин выноса креста из алтаря в середину храма для молитвенного поклонения верующим. Крест будет находиться в центре всех храмов города до пятницы.

     Крестопоклонная неделя знаменует середину Великого поста. Считается, что прикосновение к святыне дает верующим сил, чтобы до конца выдержать пост и достойно встретить Пасху, праздник Светлого Христова Воскресения.

     В службе этой недели церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Этой теме, как важному аспекту нашего спасения, и была посвящена проникновенная проповедь архимандрита Сергия.

Пресс-служба Астанайского благочиния
текст: Виктор Дрожников
фото: Михаил Петелин

 

Пассия – особая православная служба

     В Великий пост в четыре воскресения вечером бывают так называемые пассии – богослужения в память страстей Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. На пассиях читают Евангелия страстные от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Там поются песнопения, читаются проповеди о страстях Христовых.

     Пассия (греч. «страдание») – самая поздняя по времени возникновения православная служба, была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.

     Хотя Пассия не является уставным богослужением, но она уже вошла в благочестивую традицию. Эти богослужения полезно и нужно посещать, потому что они настраивают верующего на особый постный лад, помогая не забыть о смысле поста.

     Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресения Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

     Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма. На пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист – Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.

     Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия – порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.

Использованы материалы библиотеки Псковского Епархиального Управления

 

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

Защита от спама
Этот вопрос необходим для отсечения спам-сообщений.