Вопросы к священнику

Вопрос:

Отец Евгений, здравствуйте! Не даёт покоя то что ныне происходит вокруг нас в отношении так называемой цифровизации населения, цифровизации Казахстана, да и в России аналогично. Часто в банках операторы фотографируют клиентов, говорят для верификации личности. В цонах начали собирать официально и добровольно (пока что) отпечатки пальцев у людей. С 2021 года процедура станет обязательной. Повсеместно в городах устанавливается множество камер . Токаев, приехав из Китая, захотел такого же контроля как и у них - чтоб глядя на камеру выходила вся биография о человеке . Электронные цифровые подписи , электронные деньги, везде только и слышно "давайте скину на kaspi gold'', дети ходят в школы по карточкам.... Список всей этой электронщины велик. Как православному христианину поступать? Система огромная, против пойти тяжело. Живём в последние времена. Невольно привыкаем постепенно ко всему этому. На сколько все это опасно для спасения души? Как то через чур много контроля. Это ведь наверняка предподготовление к печати антихриста. Что об этом думаете вы? Соглашаться ли на сдачу биометрических данных? Не пора ли собирать рюкзак? Святые отцы говорили что спасаться будем небольшими общинами. Не пора ли искать единомышленников и организовывать такие общины? Заранее благодарен за ответы и прошу меня простить если что-то не так написано.

Александр

Ответ:

Здравствуйте, Александр. Вопрос большой, достоин лекции на 2-3 часа. Но попробуем разобраться кратко.

1. Цифровизация и как христианину поступать: Биометрия, отпечатки пальцев, электронные подписи и т.п., как таковые никак не мешают христианину любить ближнего, как самого себя, не судить, чтобы не быть судимым, творить дела милосердия и жить по Евангелию.

2. Последние времена - со времен апостолов и до ныне времена последние. Кто-то скажет это страшилка такая у христиан, 2000 лет прошло и ничего. Но если перенести это на себя: кому-то 80 лет осталось, кому-то 30, кому год, а кого вот в эту секунду Господь призовет к ответу, - то увидим, что последние времена это повод задуматься: а есть ли у меня время для покаяния. И тогда не важно, что происходит вокруг меня, важно, что внутри меня происходит, как я распоряжаюсь отпущенным мне временем.

3. О системе и контроле. Представим себе: если бы одни не воровали, другие не придумали бы замки, потому что незачем. Что же, могли бы мы сказать, ворует меньшинство, давайте придумаем такой замок, чтобы когда подходит к двери честный человек - дверь не заперта, подходит нечестный - висит замок. Было бы здорово. Но поскольку такого чудо-замка нет, то замки на ВСЕХ дверях. Но и тут проблема - чем сложнее замок, тем изощренней способы его взлома. То же самое: кто-то придумал деньги, взамен неудобному натуральному обмену, и кто-то тут же научился их подделывать. И так во все времена, и сейчас, технический прогресс во многих сферах расширил возможности человека в плане здоровья, удобства, скорости, качества, но тут же, тот же технический прогресс дал возможность лукавым людям на новом уровне проявлять свою нечестность. Оттого и утяжеляется система, оттого и увеличивается контроль. И гонка эта бесконечна. Единственный способ ее остановить - всем стать честными. Очевидный ответ о невозможности этого парирует апостол Павел: «Разве вы не знаете, что малая закваска квасит всё тесто?» (1 Кор. 5: 6). А это уже претензия к нам, называющим себя христианами. Да, за всех мы отвечать не можем, но можем отвечать за себя. Самому быть честным, быть человеком и быть христианином.

4. Печать антихриста. Это не клеймо, не штамп, не чип. Это образ мысли и образ действия. Не замечали, как одни люди выезжая на природу, оставляют после себя красоту, а другие свинарник? Что ими движет? Почему одни по жизни стараются для пользы всех, другие гребут только под себя? "Всё здесь, в нашей голове". Как Царство Божие внутри нас, так и печать антихриста внутри нас. От нас зависит, к чему мы склоняемся, что и как делаем.

5. Рюкзак, единомышленники, общины. Иметь друзей-единомышленников очень неплохо во все времена, не обязательно ждать последних. Общинная жизнь прежде всего должна характеризоваться не удаленностью от мира, а инаковостью к миру. Можно собрать рюкзаки, уйти в самую глушь, создать общину и жить так же, как оставленный нами мир - в лукавстве, гневе, зависти, блуде. А можно жить в миру, но жить иначе, по другим правилам, не таким, какие диктует этот мир, не по страстям; поддерживая и опираясь друг на друга, и тем самым привлекать других людей, давать им надежду и возможность не соглашаться с унылым девизом не думающих людей: "Не мы такие - жизнь такая", а понять, что какие мы, такая и жизнь наша.

Поэтому, сдавая биометрические данные, в духовном плане, вы ничего не приобретаете и ничего не теряете.

С уважением, священник Евгений.